Возможность получить господдержку при обмене старого автомобиля на новый можно будет до конца года, — поделился с «РГ» директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов.
Документы по второму этапу программы согласованы с минфином и минэкономразвития и в ближайшее время будут внесены в правительство на утверждение. Ожидается, что в рамках второго этапа будет выдано 200 тысяч сертификатов на 50 тысяч рублей, а всего финансирование составит 10 миллиардов рублей.
Первый этап программы завершился в минувшее воскресенье. В минпромторге считают, что в целом он "сработал хорошо", и поэтому особых изменений в программу на втором этапе вносить не будут. Счетчик на сайте минпромторга зафиксировал, что выдано уже 200 тысяч сертификатов. Основная их часть приходится на продукцию АвтоВАЗа — 161,354 тысячи. Десять тысяч сертификатов помогли гражданам купить "Рено". На третьем месте "Форд". В программе участвуют 1200 дилеров и 80 утилизаторов.
Ранее предполагалось, что, начавшись 8 марта, обмен старых авто на новые продлится до ноября. Но уже к началу июня стало ясно, что программа пользуется огромной популярностью. Тогда же премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости увеличения финансирования программы утилизации автомобилей в этом году.
По словам Алексея Рахманова, на втором этапе программы ее условия не изменятся. То есть владелец будет обращаться к дилеру, в обмен на старую машину получать сертификат на 50 тысяч рублей и ждать новый автомобиль. Основная часть сертификатов в рамках второго этапа будет выдана в 2010 году, предположил Рахманов. Те, кто не сможет оформить все нужные бумаги в этом году, получат автомобиль уже в 2011 году.
Сократить сроки ожидания новых машин поможет и структурирование производства. На втором этапе программы максимальное время ожидания нового автомобиля не должно превышать двух-трех месяцев, считает Рахманов. До сих пор автолюбители жаловались, что стоять в очереди за машиной приходится по полгода. Этот недостаток программы обмена старой машины на новую постараются исправить на втором ее этапе. Еще один недостаток программы связан с "предприимчивостью" некоторых дилеров, которые навязывают при заказе машины ненужные потребителю опции. И при этом утверждают, что без них машину продавать в рамках программы не могут. За такими "маркетинговыми ходами" будут следить и в министерстве, и производители автомобилей.
Отечественная программа сдачи автоутиля в отличие от зарубежных аналогов работает не на ликвидацию запасов автомобилей на складах, а на увеличение производства российским автопромом. Алексей Рахманов отметил, что уже есть мультипликативный эффект от нее. Оживилось не только основное производство, но и предприятия — поставщики оборудования, рынок перевозок. Конечно, в основном ценовая планка по этой программе не превышает 270-300 тысяч рублей, так как есть крен в сторону продукции АвтоВАЗа, констатировал Рахманов. При этом активность больше проявляют не столичные автолюбители, а региональные. Из общего числа проданных автомашин в рамках программы 10 процентов пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Предполагалось, что участие столиц будет больше на 20 процентов.
Отечественные автопроизводители предполагают, что программа продажи автомобилей с господдержкой разогреет интерес потребителей к коммерческим предложениям. Они рассчитывают, что после окончания второго этапа падения спроса на российские авто не будет.